logo logo text
+7 (843) 292-18-75 uvt

Новости

Айгуль Горнышева: Проект «Театры — детям» сподвигнул нашего главного режиссера ставить Гоголя

Директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева рассказала в интервью порталу "Вверх" о премьерах театра, участии в проекте "Театры - детям" и планах на ближайшее будущее. "Проект «Театры — детям» сподвигнул нашего главного режиссера ставить Гоголя, - рассказала она. - Я рада, что в рамках партпроекта все делается не для галочки. К выбору материала все отнеслись ответственно".

Фантастический детектив по одноименной повести Николая Гоголя, в котором сочетаются мистика, ирония и абсурд, поставили в рамках трехлетнего федерального проекта партии «Единая Россия» «Театры — детям» В Татарстане в партпроекте участвуют четыре государственных театра для детей и молодежи: Казанский ТЮЗ, Набережночелнинский театр кукол, Татарский театр юного зрителя имени Кариева и Татарский театр кукол «Экият», которые представят шесть премьерных постановок до конца года.

Фантасмагория с элементами фарса

В спектакле «Нос» заняты семь актеров, в том числе, заслуженный артист Татарстана Павел Густов и исполнитель главной роли Камиль Гатауллин. На протяжении постановки они неоднократно переодеваются, поэтому спектакль — большая физическая нагрузка для актеров. Над спектаклем работали главный режиссер казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов, художник Лилия Имамутдинова, хореограф Нурбек Батулла и другие.

Полуторачасовой спектакль рассчитан на аудиторию 12+. На премьеру приходили целыми классами, что немудрено — гоголевский «Нос» входит в школьную программу.

Это мистическая история о потере своего «я», его поисках и обретении. Команде, работавшей над постановкой, удалось передать тонкий гоголевский юмор, умение подмечать детали окружающего мира и мистицизм.

Это больше, чем просто спектакль — это диалог со зрителем об актуальных по сей день темах. И зрители стоя рукоплескали артистам и режиссеру после постановки.

«Все удалось. Но физически это очень тяжелый спектакль со сложной внутренней кухней, не видимой зрителю. Взять хотя бы количество переодеваний, перестановок декораций»! — рассказал после премьеры исполнитель главной роли Камиль Гатауллин.

Актер охарактеризовал спектакль как «фантасмагорию с элементами фарса».

«Это очень интересно играть, но тяжело и затратно по физике, энергии», — признался он. По мнению Камиля Гатауллина, в этом спектакле каждый человек сможет увидеть то, что он захочет.

«Пусть каждый понимает по-своему. В этом и фишка искусства — никому ничего не надо объяснять. Мы сделали — и каждый понял так, как он понял, — заявил он. — В спектакле у главного героя пропал нос. В нашей жизни каждый из нас что-то теряет и также суетится. Здесь еще и прослеживается история "маленького человека", когда он не решался подойти к своему носу, потому что тот был в мундире статского советника».

Объем легких надо развернуть на три года

В преддверии премьеры в Казанском ТЮЗе его директор и региональный координатор партпроекта «Театры — детям» в Татарстане Айгуль Горнышева в интервью порталу «Вверх» рассказала, на что было направлено финансирование в рамках проекта и поделилась грандиозными планами.

— Можно сказать, что на премьере «Носа» зрители увидят первые плоды реализации партпроекта «Театры — детям»? — Нашего театра — да. Всего же в проекте задействовано четыре театра Татарстана. Театр кукол «Экият» уже представил постановку, Набережночелнинский театр кукол — сделал один спектакль и второй находится в работе, Татарский ТЮЗ также пока готовит постановку.

«Нос» — это первый спектакль Казанского ТЮЗа в рамках партпроекта. Второй — «Пингвины» по пьесе У.Хуба «У ковчега в восемь» — выйдет уже 16 декабря.

Нам очень важно, чтобы эти спектакли были мобильными. В сентябре 2018 года мы планируем обменные гастроли в Уфе. К нашему 85-летнему юбилею нам подарили микроавтобус, который расширит наши возможности. Благодаря этому у нас появится возможность повезти эти спектакли и показать их также в ближайших районах Татарстана.

— Как театры отреагировали на появление такого проекта «Единой России»?

— Конечно, обрадовались. Это дополнительное финансирование, которое позволяет пополнить репертуар театров и приобрести необходимое оборудование. Нашему театру выделили 2 млн 443 тысячи рублей. 2 млн 43 тысячи рублей мы направили на две постановки, на 400 тысяч — приобрели звуковое оборудование.

Такое ощущение, что с появлением этого проекта, в фокусе которого оказались дети, все нужное притягивается. Проект «Театры — детям» сподвигнул нашего главного режиссера ставить Гоголя. Хотя изначально он думал над другими произведениями, темами. Я рада, что в рамках партпроекта все делается не для галочки — дали деньги и забыли. К выбору материала все отнеслись ответственно.

Сейчас, общаясь с другими региональными координаторами проекта, мы понимаем, что должны быть заранее готовы. Будет финансирование — и мы уже должны знать, что мы можем предложить. Если дадут 100 тысяч — такой спектакль, 500 тысяч — такой, 1 млн рублей — такой.

И у нас уже должен быть сформирован целый репертуарный портфель для детей разных возрастов. Это нас стимулирует к тому, чтобы быть мобильными, активными. Мы понимаем, что объем легких надо развернуть на три года. Сейчас координатором проекта Наталией Пилюс и председателем Общественного совета Сергеем Безруковым проводится большая работа, чтобы этот проект продолжался и на следующий год и через год. Мы видим большую перспективу. Творческий ресурс есть, нужно дальнейшее финансирование проекта, чтобы все это реализовалось.

— Почему для одной из своих постановок вы выбрали именно «Нос» Гоголя?

— В наш Общественный совет проекта входит директор 93-й гимназии с этнокультурным компонентом Ирина Александровская. Она предложила посмотреть что-то из школьной программы с упором на российских классиков. Мы прислушались к ее совету и выбрали «Нос». Это не банальное и не самое ходовое для ТЮЗа произведение. Оно уж точно не попсовое. «Нос» обязательно войдет в постоянный репертуар нашего театра.

Я рада, что Общественный совет носит не формальный характер, а в него входят действительно заинтересованные люди. Возглавляет его первый заместитель министра культуры республики Эльвира Камалова.

— Я так понимаю, что тема Гоголя не закрыта?

— Да. Мы планируем сделать квест, некую бродилку по театру «Найти Гоголя».

— Какие первостепенные потребности есть у казанского ТЮЗа?

— У нас старое здание, морально и физически устаревшее оборудование. После пожара, который здесь случился в 1995 году, была реконструкция и все. Практически все наше световое и звуковое оборудование — производства конца прошлого века. Даже запчастей таких сейчас не выпускают.

Нужна реконструкция нашего здания, потому что оно само по себе не очень адаптировано под театр. Здесь изначально располагалось купеческое собрание, татарский, русский клуб. Потом его попытались адаптировать под театр. Когда шла реконструкция, это больше касалось реконструкции архитектурно-исторического памятника. Но отказаться от такого места мы не можем — оно находится в центре, в сердце Казани, что символично — на улице Островского. Реконструкцию необходимо проводить в сотрудничестве со специалистами, которые знают специфику театральной деятельности.

Здание должно стать очень функциональным для театра, чтобы не было пустующих площадей, необходимо продумать логистику внутри помещений.

— На прошлой неделе Президент Татарстана Рустам Минниханов после обхода внутреннего дворика ТЮЗа поручил проработать предложение о передаче комплекса зданий вокруг дворика на баланс театра. Кроме того, должна быть создана концепция развития территории дворика и использования соседних зданий, находящихся в ветхом состоянии. Какими вы видите результаты этого решения?

— Казанский ТЮЗ должен стать новой точкой притяжения на культурной карте как города, республики, так и России. Это должно стать точкой притяжения горожан, разных и особенных детей, фестивальной площадкой.

Нам очень нужна малая сцена

Мы охватываем всего 63 тысячи зрителей в год, если смотреть по продажам билетов. Но в действительности цифра доходит до 80 тысяч — у нас есть большая социальная категория зрителей. Они благодарят нас, что мы есть и они могут добраться до нашего зрительного зала. Но они не могут добраться до цехов, а нам бы очень хотелось с ними заниматься. Новые площади нам нужно мыслить уже так, чтобы инклюзивная школа полноценно работала.

Бейби-театр — тоже очень важный проект. Мы ведем переговоры, чтобы в нем постоянно обновлялся репертуар.

Но специалистов, которые умеют это делать, остро не хватает. Нам нужны гостевые комнаты или камерная гостиницы для специалистов, умеющих работать с особыми категориями детей и взрослых, знающих, как делать бейби-театр и постановки для таких детей, организовывать детские театральные студии.

Партпроект «Театры — детям» стартовал в июле текущего года. В 2017 году в нем участвуют 148 театров из 73 регионов России. Проект «Единой России» направлен на поддержку театров для детей и юношества в части подготовки новых постановок, приобретения оборудования, необходимого для спектаклей. Из федерального бюджета на проект будет выделено 220 млн. рублей ежегодно в течение трех лет вплоть до 2019 года. В Татарстане проект реализуется при содействии Министерства культуры РТ. В проекте участвуют четыре государственных театра для детей и молодежи Татарстана. Все они получат дополнительные средства на новые постановки и обновление материально-технического оснащения. В 2017 году общая сумма, с учетом софинансирования из республиканского бюджета, составит почти 9,8 млн рублей. Из них порядка 3,9 млн рублей будет направлено на обновление репертуара и создание новых постановок, более 5,8 млн рублей — на укрепление материально-технической базы детских театров и приобретение технического и технологического оборудования. Средства распределены между театрами поровну.

Федеральный координатор проекта «Театры — детям» — депутат Госдумы Наталия Пилюс, председатель Общественного совета — народный артист РФ, художественный руководитель Московского губернского драматического театра Сергей Безруков.

Автор: Кристина Иванова
Фото: Рамис Назмиев 

Источник: http://vverh-tatarstan.ru