logo logo text
+7 (843) 292-18-75 uvt

Новости

Борис Цейтлин: "Сегодня делается так много, чтобы люди в театр не ходили."

Борис Цейтлин - режиссер, при котором Казанский ТЮЗ стал одним из популярнейших театров не только для детей, но и для взрослых. Именно его спектакль по шекспировской «Буре» стал первым в Татарстане лауреатом российской театральной премии «Золотая маска».

Справка «КВ»

Борис Ильич Цейтлин родился 12 сентября 1945 года в Ленинграде. В 1975 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работал режиссером-постановщиком во многих театрах страны. С 1987 по 1995 год - главный режиссер Казанского ТЮЗа, где за восемь сезонов работы поставил двенадцать спектаклей, которые театралы вспоминают до сих пор. Среди них «Дракон», «Звезды на утреннем небе», «Погром», «Добрый человек из Сычуани», «Буря». Потом работал режиссером-постановщиком Ярославского ТЮЗа, был главным режиссером Краснодарского драматического театра, Томского областного театра драмы. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат Государственной премии РФ им. Станиславского. Помимо казанской «Бури» «Золотой маски» был удостоен спектакль «И вновь цветет акация...», поставленный Борисом Цейтлиным в музыкальном театре Краснодара.

Но так сложилось, что в 1995 году, после восьми лет работы главным режиссером ТЮЗа, он уехал из Казани. И вот - возвращение! Сегодня на сцене театра состоится творческий вечер Бориса Цейтлина под философским названием «Двадцать лет спустя».

- Борис Ильич, легко ли возвращаться в дом, который покинули много лет назад?

- За столько времени театр, конечно, изменился - и изнутри, и снаружи. Но, по-моему, после реконструкции исчезла та атмосфера, которая была раньше. Пожар, произошедший в здании в 1995 году, явно не способствовал улучшению театра.

- Вы были режиссером, который совершил в казанском театре настоящую революцию. А сегодня в российском театре есть режиссеры-революционеры?

- Я приехал в Казань в конце 80-х годов. Время было интересное, у всех было огромное желание перемен. И благодаря этому получился такой замечательный театр. Если честно, хожу в театры очень редко, только когда бываю в жюри театральных фестивалей. Был в жюри «Золотой маски» и пришел в ужас от того, что происходит. Если честно, мне и в своих спектаклях многое не нравится, что уж говорить про чужие... Великий немецкий режиссер Питер Штайн однажды сказал: «Когда я смотрю в журналах фотографии спектаклей, я думаю, какой в Германии хороший театр. Но когда смотрю сам спектакль, думаю, какие же хорошие в Германии фотографы».

- Зачем современные зрители ходят в театр?

- Не знаю. Сегодня делается так много, чтобы люди в театр не ходили, чтобы у них вообще не было потребности ходить в театр. Но театр не стал хуже. Просто рынок диктует свои условия - чтобы выжить, надо зарабатывать. Трудно себе представить, что кто-то возьмется ставить протяженный, подробный спектакль в четырех действиях, с тремя антрактами, как это было раньше. А если что-то подобное появляется, то это безумно скучно. Поэтому сейчас, чтобы зрители не сбегали из зала, ставят в основном одноактные спектакли. Хотя я всегда говорил: если у режиссера мыслей на 40 минут, нечего держать актеров на сцене 3 часа. Но это происходит не только у нас. На Западе ситуация точно такая же. Знаете, есть такая шутка. Почему мы считаем, что раньше было лучше, чем сегодня? Причины всего две: либо мы стареем и нам кажется, что раньше было лучше, либо это действительно так.

- Каким, по-вашему, должен быть современный детский театр?

- Он должен быть недетским. В Казани я добился того, чтобы театр юного зрителя стал называться по-другому - молодежным театром. Это уже совсем другой подход, другое отношение к репертуару, зрителям. И к нам отношение сразу изменилось. Мгновенно. Другие театры, которые на детский театр не обращали никакого внимания, вдруг увидели в нас мощного конкурента. А мы ни с кем не конкурировали. У нас был свой зритель, мы ездили на фестивали, на гастроли за границу. Был любопытный эпизод. Когда стал главным режиссером, на своей первой пресс-конференции я заявил, что детям младше 14 лет на вечерние спектакли вход строго воспрещен.

- Это чисто психологический прием...

- Да, и он сработал! Буквально через несколько дней ко мне стали приходить учителя младших и средних классов. Они рассказывали, какие замечательные у них ученики и как они хотят попасть в театр. Я знаю, что дети ценят, когда к ним относятся как к взрослым людям. Они все понимают, замечательно реагируют на совсем не комические истории, которые требуют сочувствия, сопереживания. С детьми можно говорить на очень серьезные темы. А когда они приходят в театр и в фойе попадают в атмосферу наивных детских рисунков, а на сцене взрослые дяди и тети якобы по-детски танцуют, якобы поют, якобы веселятся, то такая история им не может быть интересна.

Автор: Ольга Иванычева.

Фото: Рамис Назмиев.

Источник: http://www.kazved.ru